Как сдать ЦТ по русскому языку?
- • Как правильно вести себя на ЦТ?
- • Что важно учесть при сдаче экзамена?
- • О каких «хитростях» нужно знать, чтобы легко получить высокий балл?
В этом ВАМ помогут мои практические советы!
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ сдающим ЦТ (РТ)
Эти несложные советы помогут вам избежать неприятных ситуаций на экзамене, воспитать уверенность в себе и повысить свой балл.
- Составляем таблицу
- Перед тем как начать решать задания ЦТ (РТ) начертите на черновике (его вам обязаны выдать ОБЯЗАТЕЛЬНО!) небольшую таблицу ответов, например:
А1 — |
2, 4 |
А2 — |
1, 2, 5 |
А3 — |
3, 5 |
А4 — |
2, 4, 5 |
А5… | 1, 2, 3 |
- Таблицу заполняйте по мере решения заданий (т. е. сделали 1-е задание – внесли ответы в таблицу, сделали 2-е – опять внесли). Это нужно для того, чтобы не сбиться в проставлении правильных вариантов ответов.
- Как правило, при проведении любого этапа РТ, а уж тем более ЦТ, не разрешается делать какие-либо записи на листах с заданиями, даже пометки карандашом. Внося ответы в таблицу, вы экономите своё время, так как чётко будете видеть всю картину целиком (какие задания уже решены, а над какими стоит ещё поработать). Вам останется только правильно перенести все ответы в бланк.
- Помним про временные рамки
- На решение всего ЦТ (РТ) по русскому языку абитуриентам отводится 120 минут. На первый взгляд кажется, что этого вполне достаточно. Однако если учесть тот факт, что помимо решения всех заданий необходимо ещё и вписать ответы в бланк, становится понятно – время довольно ограничено. Так как заполнение документа (внесение ответов) занимает около 20-30 минут, то оставшиеся 90-100 минут делим на 40 заданий (именно столько даётся в любом ЦТ (РТ) по русскому языку). Получается где-то 2-2,5 минуты на каждый пункт.
- Следует помнить также, что и сами задания неравноценны: одни из них проще, другие – сложнее. Соответственно, и баллы за них начисляются разные – более сложные задания оцениваются выше, чем простые.
- Поэтому при подготовке к ЦТ (РТ) необходимо выработать привычку решать все задания оперативно, в течение определённого времени (для простых заданий (фонетика, орфография, морфология) выделяется 1 минута, для сложных (синтаксис, пунктуация, работа с текстом) – 3 минуты). Такое распределение времени позволит вам качественно выполнить все задания и избежать досадных ситуаций.
- Не пугаемся стрессовых ситуаций
- Экзамен – это всегда стресс. И как бы старательно вы к нему ни готовились, всегда может произойти так называемая “информационная отсрочка”, когда пройденный материал во время волнительных переживаний куда-то улетучивается. Не надо этого пугаться. Прежде всего, нужно успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, выпить воды.
- Если в настоящий момент вы совершенно не представляете, как решается то или иное задание, не пытайтесь напрячь все внутренние ресурсы. Этим вы ещё больше усугубите своё положение и потеряете драгоценное время. Оставьте это задание “на потом” (не забудьте при этом поставить в своей таблице определённый знак (?!) того, что задание не выполнено и требует решения). Успокоившись и придя в себя, попробуйте ещё раз “подступиться” к нему. Увидите – вы легко с ним справитесь!
- Выполняем все задания на 100% и никуда не спешим
- Запомните раз и навсегда: малейшая ошибка даже в одном слове приводит к тому, что всё задание не засчитывается. Т. е. вы можете правильно определить, какие буквы пишутся в первых 4-х словах, а 5-е написать с ошибкой, и этого будет достаточно, чтобы в вашем бланке напротив этого задания поставили “0 баллов”.
- Настройте себя на то, что к каждому слову нужен “индивидуальный подход”. В вашем сознании должна закрепиться мысль о том, что каждое задание вы должны решить на 100%. А для этого нужно не торопиться и внимательно прочитывать все слова. Лучше выполнить 25 заданий правильно, чем 40 с ошибками!
- ПОМНИТЕ! Вы участвуете не в спортивном марафоне, а решаете экзамен, и от его результата будет зависеть то, как сложится ваша дальнейшая судьба. Вы хотите своими руками её испортить? Нет? Тогда будьте спокойны, сосредоточенны и предельно внимательны. И учите все темы своевременно и качественно!
- Внимательно читаем текст каждого задания
- Задания части А (их сейчас 30) имеют 5 вариантов ответов (как правило, правильными из них являются 2-3 варианта, реже – 1 или 4). Поэтому вам необходимо внимательно с ними ознакомиться и сделать свой выбор.
- Внимательно читайте и сами задания. Бывали случаи, когда выбирались противоположные варианты из предложенных только потому, что невнимательно читался или вообще игнорировался текст самих заданий. Кроме того, пристального внимания требуют и сами слова в вариантах (например, в словах бл…стать и бл…стеть будут совершенно разные буквы в корне, поскольку их написание зависит от последующего суффикса. Если на это не обратить внимание, можно допустить грубую ошибку). Забудьте про беглое чтение – здесь оно совершенно неуместно и может сыграть с вами злую шутку.
- Грамотно оформляем ответы в части В
- Задания части В всегда сложнее, чем части А, поскольку предполагают самостоятельное нахождение ответа. Это значит, нужно не только дать правильный вариант, но и ещё грамотно вписать его в бланк. Малейшая ошибка в слове может привести к тому, что компьютером (а именно он проверяет ваши работы) не будет начислен балл. Поэтому внимательно переписывайте слова из текста и думайте, как должен быть оформлен тот или иной термин.
- !!! Может получиться, что ваш ответ в части в части В будет состоять из 2-х слов: например, предлог+существительное (в природе). Следует помнить: в этом случае при написании между словами не должно быть никакого пробела, т. е. ответ должен выглядеть в бланке так: ВПРИРОДЕ.
- Повторно проверяем бланк
- Перед тем, как сдать документ, ещё раз тщательно проверьте, всё ли у вас оформлено правильно: ФИО, дата, номер кабинета, подпись, варианты ответов. Был реальный случай, когда достаточно сильный ученик всё прорешал правильно, но по нелепой случайности не внёс ответы в бланк и сдал его пустым. В итоге за экзамен он получил 0 баллов!
- !!! И не забывайте, что есть возможность отменить некоторые ответы (для части А – 6 ответов, для части В – 2 ответа). Для этого нужно лишь вписать в отмену ошибочных меток номер того вопроса, который вы хотите подкорректировать, а рядом с ним – номер неправильного ответа.
Кроме того!
- В последние годы составители ЦТ (РТ) значительно усложнили жизнь абитуриентов, поскольку все слова в первых заданиях стали представлять собой сплошной «винегрет» из правил. Так, например, если в 2000 – 2012 гг. каждое задание было посвящено определённой теме, то начиная с 2013 года произошла «перемешка» 2-х, 3-х, 4-х тем (особенно это касается 1, 2, 3 и 5 заданий). Это значит следующее: если ранее для того, чтобы получить определённый балл достаточно было вспомнить только 1 тему, сейчас же необходимо напрячь память по нескольким.
Например:
1-е задание включает в свой состав словарные слова, корни и проверяемые слова;
2-е – корни, приставки ПРЕ-/ПРИ-, словарные и проверяемые слова;
3-е – двойные согласные на стыке морфем, суффиксы -к-/-ск-, словарные слова;
ну и 5-е задание предлагает вспомнить такие правила, как переход и в ы после приставок, правописание и, ы после ц, правописание Ь и Ъ знаков.
Поэтому очень важно научиться определять, в каком слове какое правило “спряталось”.
- Постоянно обновляется и перечень словарных слов (их в ЦТ включается порядка 7-10). Как правило, это словарные слова за 5–11 классы или исключения из правил. Их список обычно представлен в конце каждого учебника.
Таким образом ещё раз вспоминаем “нужные” советы:
- Составляем таблицу ответов;
- Помним про временные рамки;
- Учимся адаптироваться к стрессовым ситуациям;
- Выполняем все задания на 100% без спешки;
- Внимательно читаем текст каждого задания;
- Грамотно оформляем ответы в части В;
- Повторно проверяем бланк.
+ УЧИМ ВСЕ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА И ИСКЛЮЧЕНИЯ!
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!