Почему абитуриенты допускают ошибки на ЦТ?
Каждый год летом, после сдачи ЦТ, я задаю себе один и тот же вопрос: НУ ПОЧЕМУ мои ученики (причём достаточно сильные) допускают элементарные и глупые ошибки, которые сами же и исправляют, но, к сожалению, уже за порогом кабинета? Вроде и учишь вас всех одинаково, и задания даёшь однотипные, но вот почему так получается? И сколько раз мне нужно повторять одни и те же избитые фразы про внимательность, сосредоточенность, усидчивость и прочие качества, очень важные для высокой оценки?
Сегодня я постараюсь прокомментировать эти моменты и ещё раз обратить на них ваше внимание.
Итак, КАКИЕ ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ В ВАШИХ УМНЫХ ГОЛОВКАХ НА ЭКЗАМЕНЕ?
ОШИБКА №1: Беглое чтение.
Повторяю ещё раз: централизованное тестирование – это не сдача норматива на скорость, а серьёзный экзамен, от результата которого зависит ваше дальнейшее поступление. Поэтому не нужно никуда торопиться! У вас есть время – 120 минут (без учёта вступительной части и организационных моментов – обычно они не входят в этот временной промежуток). Спокойно, МЕДЛЕННО и ВНИМАТЕЛЬНО читаем задания, прорешиваем их по порядку, вспоминаем нужные правила, при необходимости делаем пометки на черновике (у многих из вас, дорогие друзья, срабатывает зрительное восприятие материала, когда по внешнему виду человек определяет правильное написание слова).
Обычно этой ошибкой (беглое чтение) «грешат» отличники и сильные, уверенные в себе ученики.
Вот вам «живой» пример из моей практики: в сборнике было представлено слово «катаклизм». Как вы думаете, какое слово я услышала от своего ученика Жени, попросив его озвучить задание? Правильно: «католицизм»! Чувствуете разницу? Всего одна буква, но именно она может перечеркнуть правильно сделанное задание и лишить вас 2-3 баллов на экзамене.
ОШИБКА №2: Попытка сделать максимальное количество заданий.
Когда ко мне приходит новый ученик, я задаю ему сакральный вопрос: на сколько баллов ты хочешь сдать ЦТ по русскому языку? Со стороны простого обывателя может показаться, что это не совсем правильная позиция, ведь знания нужно давать всем одинаковые, независимо от уровня подготовки абитуриента. На самом деле, это действительно так, НО при условии, что работа будет вестись полноценный учебный год и у нас будет достаточно времени на освоение всего материала.
Однако бывают такие ситуации, когда появление в моём кабинете ученика сопряжено с окончанием второй (третьей, четвёртой) четверти или даже (БЫВАЛО И ТАКОЕ!) учебного года!!! Тогда уж, извините, каждая минута на счету. В этом случае мы идём по выверенной схеме: выбираем те задания, которые учащемуся легче всего понять и освоить. При этом я всегда настаиваю, чтобы они (пройденные нами задания) делались первыми на экзамене (т.е. сначала ученик должен СПОКОЙНО И ПРАВИЛЬНО разобраться со знакомым ему материалом, а затем, в оставшееся время, он может поиграть в игру под названием «Угадай-ка!») Для тех родителей, кто лично не знаком со спецификой ЦТ по языкам поясняю: балл за правильно выполненное задание начисляется только в том случае, если оно выполнено правильно на 100%. В противном же случае (когда, например, выбрано 2 варианта из 3-х предложенных) баллы за задание не начисляются вовсе.
Так вот, ошибка таких «запоздалых» учеников заключается в том, что они стараются в отведённое им время выложиться по максимуму и сделать все 40 заданий (по принципу «чем больше, тем лучше!»).
Поймите одну простую вещь: лучше потратить всё отведённое время на выполнение 15 (16, 20, 25) заданий, с которыми вы уже очень хорошо знакомы и получить за них свои законные 38, 42, 50, 62 балла, чем устраивать себе безумный марафон по всем правилам русского языка (конечно же, с ошибками в каждом задании), и потом на выходе получить выстраданную 20-ку! Сколько слёз, несбывшихся ожиданий и разочарований потом читается в ваших глазах, дорогие абитуриенты!
Вот именно по этой причине можно наблюдать, что иногда более слабые, но умеющие «слышать» своего педагога ученики набирают больше баллов, чем их более сильные, но невосприимчивые к словам учителей «интеллектуальные конкуренты».
ОШИБКА №3: Элементарное незнание материала.
Изучение учебного материала – процесс длительный и сложный, а человеческая память устроена таким образом, что всё, что не заучивается и не повторяется, постепенно забывается и исчезает. Вот именно поэтому мы периодически возвращаемся к уже пройденному материалу и снова и снова воспроизводим его устно, применяем на практике при решении заданий. Тем самым мы заставляем нашу память удерживать необходимую нам информацию и поддерживать её на должном уровне. А если учитывать тот факт, что учебного материала с каждым уроком становится всё больше и больше, то вскоре можно понять одну простую истину: повторение – это не просто очень важный и обязательный пункт при подготовке к ЦТ, а жизненно важная необходимость. Ведь чем «крепче засядет» материал в ваших головках, дорогие абитуриенты, тем быстрее вы воспроизведёте его на экзамене, сэкономив, тем самым, себе время для решения других, более сложных заданий или проверки всей работы в целом.
Таким образом, подводя итоги нашей работы, делаем следующие выводы:
- ВНИМАТЕЛЬНО и МЕДЛЕННО читаем каждое задание, каждое слово в нём (словосочетание, предложение);
- в первую очередь делаем те задания, с которыми мы хорошо знакомы, а затем уже переходим к незнакомому материалу;
- перед ЦТ учим и повторяем уже пройденный материал, причём не за 1 день до экзамена, а в свободное от основной учёбы время (только не надо говорить мне, что у вас его нет! Если хотите сдать ЦТ на высокий балл – найдёте!) Кроме того, самостоятельно работаем с тестами (обычными и онлайн). Если возникают ошибки, разбираемся с ними ОБЯЗАТЕЛЬНО (самостоятельно или звоним своему репетитору), дабы не возникла схожая ситуация на экзамене.
Желаю удачи!
Ваш репетитор Смирнова Наталья